На эту тему уже много лет спорят как водители, так и представители машиностроительных компаний.
Кто-то говорит, что испытаний, которые авто проходит на заводе более чем достаточно. Другие же утверждают, что машина состоит из сотни разнообразных узлов, и чтобы вся эта система работала как часы, нужно делать обкатку.
В действительности, большинство деталей авто не нуждаются в обкатке. Современные технологии позволяют добиться исключительно точного взаимодействия всех запчастей. Единственным исключением является двигатель. Это самая важная часть авто, и она, больше всего нуждается в дополнительном воздействии.
У каждого внимательного автолюбителя возникнет вопрос, о чём же спорят между собой представители компаний? В действительности, на любом автомобильном предприятии есть два лагеря. В первый входят технические специалисты. Их задача крайне проста. Авто должно прослужить максимально долго без каких-либо поломок.
Другое дело менеджеры. Их задача продать машину, а что с ней будет, как бы и не их проблема. Нет, не подумайте, предприятие всегда даёт гарантию на авто. Мало того, водитель даже может выбирать, единицу измерения: километры или годы.
В 99 процентах случаев машина проезжает заявленную дистанцию. Но что будет потом? Обкатка помогает в значительной мере продлить срок эксплуатации авто. Главное, всё делать по инструкции, и транспортное средство сослужит вам долгую службу.
Физика процесса
Чтобы понять для чего нужна обкатка — рассмотрим процесс изнутри. В процессе работы детали притираются друг к другу. Это нужно в первую очередь для того, чтобы подшипники начали работать максимально эффективно. Тоже касается цилиндров и поршней.
Многие специалисты возразят, что есть масляная плёнка, и она точно защитит все детали авто от поломки. Несомненно, они будут правы, но не до конца. Дело в том, что масляное покрытие имеет крайне низкую надёжность и «рвётся» при высоких нагрузках. В результате детали получают урон и быстрее изнашиваются.
Чтобы предотвратить преждевременный износ, и нужна обкатка авто. В процессе езды по чётко заданному алгоритму все узлы и запчасти машины полируются до зеркального блеска.
Производители машин знают об этом эффекте. Поэтому на заводе делается холодная обкатка. Сервоприводы позволяют значительно увеличить сопряжение деталей. Вот только даже самое современное оборудование не даёт того же эффекта, что и обкатка.
Инструкция
Для обкатки авто нужно проехать не менее 500 километров. Некоторые автомобильные эксперты говорят, что и 300 достаточно, но лучше не рисковать. При этом чтобы сопряжение деталей было максимальным нужно выполнять следующие инструкции:
1.Не ездить на холостых оборотах во время обкатки авто.
2.Начинать движение нужно плавно.
3. Избегайте использования пятой передачи в ручных коробках. Для АКПП под запретом четвёртая и шестая.
4. Перед тем как начать обкатку авто — прогрейте двигатель. Достаточно поработать на 1000—1200 оборотах в течение 4—5 минут.Пока двигатель полностью не прогреется, используйте только первые две передачи. При этом обороты должны находиться в диапазоне от 1500 до 2000.
5. Если вы используете АКПП, позаботьтесь о выставлении соответствующего режима это обязательное условие обкатки авто (для четырёхступенчатой коробки не выше второй; для шестиступенчатой не более третьей).
6. Старайтесь меньше ездить в черте города. Стояние в пробках обязательно приведёт к тому, что двигатель будет работать на холостых оборотах.Лучшим вариантом для обкатки авто является вояж по незагруженному шоссе, километров на 200—300. Практически за один день вы обкатаете новый автомобиль.
7. Во время движения по трассе не переключайтесь выше четвёртой передачи. Максимальное количество оборотов не может превышать 3000. Предельная скорость 80 км/час. Обороты нужно менять каждые 10—15 минут.
8. Когда вы делайте обкатку авто на трассе, каждые сто километров проверяйте уровень масла. На всякий случай захватите с собой 1—2 литра топливно-смазочной жидкости.Первые пятьсот километров самые сложные. Поэтому периодически заглядывайте под днище авто. Ваша главная задача во время обкатки машины обнаружить потёки.
9. Во время езды научитесь прислушиваться к своему автомобилю. Появление необычных звуков вроде дребезжания должно вас насторожить.
10. Если вы используете АКПП при обкатке авто, проверяйте уровень жидкости хотя бы раз в день.
11. Перед длительной поездкой не помешает проверить уровень давления в шарнирах.
12. При установке нештатного электронного оборудования, обратите внимание на запахи. Если при обкате авто запахло палёной резиной или пластиком, значит, что-то не так.
13. В городском режиме езды старайтесь не разгонять двигатель больше чем на 2500 оборотов. Если попали в пробку, сделайте так, чтобы оборотная стрелка была в районе 1000—1200 об. Это увеличит количество смазки и уменьшит риск каких-либо повреждений.Не нужно проверять заявленное производителем время разгона до ста километров сразу же. Это у вас вряд ли получится, потому что новая машина без обкатки никогда не показывает своих реальных возможностей.
14. Поездите на авто в щадящем режиме и уже через 1000 километров вы вполне сможете превысить указанные инженерами в мануалах цифры.
Безусловно, рекомендаций для обкатки авто существует множество, и все их нужно выполнять, если хотите, чтобы машина верой и правдой служила многие годы. Тем не менее запомните одну парадигму. Главное в обкатке — это плавность избегайте любых резких поворотов, быстрого набора скорости и резкого торможения.
Обкатываем трансмиссию
Обкатка трансмиссии авто также очень важна. Дело в том, что данное устройствонапрямую взаимодействует с двигателем, и чтобы системы работали в унисоннеобходимо придерживаться нескольких простых правил:
1. Избегайте бездорожья.
2. На первых пятистах километрах забудьте про передний мост.
3. Пока авто не пройдёт 800 км — не используйте прицеп.
4. Резкое торможение категорически запрещено.
Всего четыре правила на первых восьмистах километрах позволят вам добитьсяидеальной синергии между двигателем и трансмиссией.
Продляем срок эксплуатации авто
Чтобы продлить срок эксплуатации авто, помимо обкатки нужно позаботиться окачественных топливно-смазочных материалах. Заправляйтесь только напроверенных станциях. Отдавайте предпочтение заправкам одной сети. Используйтехорошее масло.
Если у вас нет возможности использовать качественные топливно-смазочныесредства, подумайте о присадках.
А если не обкатать?
Каждый водитель должен знать, чем его авто грозит отсутствие обкатки. Ксожалению, всё дело в том, что «подсчитать» пользу от этой операции крайнесложно. Ответ же официальных дилеров, а не технических специалистов сводится ктому, что сразу можно эксплуатировать машину на предельных оборотах.
К сожалению, после 2—3 лет крайне сложно определить, почему двигатель вышел изстроя. Ведь в процессе эксплуатации на него влияет множество факторов, и узнатькакой именно привёл к поломке затруднительно.
Важно! На первой тысяче километров производители рекомендуют воздержаться отвысоких нагрузок, так как это может привести к перегреву двигателя.
Косвенно каждый мануал рекомендует делать обкатку, просто формулировка немногозамысловатая. Звучит она следующим образом: не притёршиеся друг к другу запчастиимеют склонность к тепловому клину.
Тем не менее, даже если вы полностью проигнорируйте обкатку авто и сразу начнётеездить на предельных скоростях — ничего не произойдёт. Всё что вам грозитпоначалу это повышенный расход масла. Но в дальнейшем отсутствие обкатки можетпривести к преждевременному износу деталей.
Совет! Если вы покупаете авто на 2—3 года, обкатка вам точно не нужна, если жехотите пользоваться им как минимум 5—7 лет, лучше проявить сдержанность ввождении хотя бы первую тысячу километров.
Если обкатка действительно эффективна, почему машиностроительные бренды непридумали специальный режим
Современны авто просто напичканы разнообразной электроникой. Неудивительно,что водители задаются вопросом, почему машиностроительные компании непридумали специальный режим эксплуатации, который мог бы ограничить активностьдвигателя на первой тысяче?
Ответ на данный вопрос лучше поделить на две части. В первой нужно рассказать,что некий ограничительный режим в современных авто всё же имеется, правда, этоне обкатка, а так называемая транспортная программа.
Когда авто транспортируется от завода к дилерскому центру активируетсясберегательный режим, позволяющий сохранить заряд батареи. Отключить егоможно лишь в дилерском центре при помощи специального оборудования.
С другой стороны, программа, контролирующая обкатку, представляет немалуюсложность. Разработка соответственного ПО и его внедрение обойдётся в немалуюсумму, что значительно увеличит цену авто. Намного практичнее осуществитьобкатку самостоятельно.
Внимание! Есть ещё и третий аспект данного вопроса. Но о нём не принято говорить.Автомобильные компании заинтересованы, чтобы у них покупали новые модели, адля этого старые должны выходить из строя.
Итоги
Безусловно, доказать эффективность обкатки сложно. Так как ни одна компания незаинтересована в проведении дорогих исследований, позволяющихзадокументировать эффективность данной процедуры. Но водителям, которые хотят,чтобы их авто служило долго, лучше проявить осторожность на первой тысячекилометров.