Умные автомобили: все больше авто «пользуются» интернетом

Технологические компании проявляют все больше внимания к авторынку. На Всемирном мобильном конгрессе, который в конце февраля прошел в Барселоне, свои решения для «подключенных» автомобилей представили Samsung, Ericsson, SAP, Vodafone. «Умные» автомобили в мире становятся массовым явлением. Чего не скажешь об Украине: у нас этот тренд только зарождается.

Подключенными принято называть автомобили, данные с которых собираются в автоматическом режиме, систематизируются и отправляются в сеть интернет. Как правило, это данные о пробеге авто, географии его перемещения, времени эксплуатации, неисправностях, возникающих в автомобиле. Данные снимаются, хранятся и передаются без участия пользователя, но с его согласия. С их помощью можно, например, восстановить обстоятельства аварийной ситуации или ДТП. Можно собирать информацию об участках дорог, где происходит больше всего аварий.

В качестве канала для передачи данных в подключенных авто может использоваться спутник (например, для геолокации), bluetooth (для передачи данных на смартфон), сеть мобильной связи. Данные хранятся в облаке, поэтому владелец автомобиля имеет к ним доступ с любого устройства — компьютера, смартфона, планшета. По сути, меняется коммуникация между водителем и автомобилем.

По оценкам исследовательской компании BI Intelligence, число подключенных автомобилей в мире растет в 10 раз быстрее авторынка. В течение последних 5 лет рост составлял порядка 45% ежегодно. Средняя стоимость автомобиля со встроенным программным решением остается довольно высокой — порядка 55 тыс. долларов.

По прогнозам исследователей, к 2020 году доля подключенных к сети автомобилей составит 75% мировых продаж. Хотя сейчас, из 220 млн проданных подключенных машин пользователи активируют «умные» функции только в 88 млн авто. Сейчас технология подключенных автомобилей предусматривает два подхода. Первый — это когда в автомобиль встраивается решение с интернетом и дополнительными инструментами. По мнению аналитиков BI Intelligence, такой подход является более выигрышным для автопроизводителей, так как позволяет им собирать и анализировать данные клиентов, а также оперативно отправлять обновления программного обеспечения. Интересно, что программное обеспечение для таких автомобилей пишется, в том числе, и в Украине. Например, в Одессе аутсорсинговая компания Luxoft делает ПО для большинства автомобилей премиум-класса. По данным РБК-Украина, среди них BMW и Maserati. Согласно договорам, Luxoft не может разглашать названия своих заказчиков. Поэтому на ее сайте среди клиентов значится только один автомобильный бренд, договоры по проектам с которым уже выполнены — это Ford.

Второй подход к подключению автомобилей предполагает наличие дополнительного устройства, которое снимает показатели с машины, а также смартфона в качестве интерфейса. Этот подход открывает больше возможностей для IT-компаний, которые теперь могут разрабатывать собственные устройства для подключенных автомобилей разных производителей.

«Айтишники» и автопром
В последние годы крупные IT-компании начали заходить в автопром. Например, в 2014 году корпорации Google и Apple представили собственные инструменты взаимодействия с подключенными автомобилями. CarPlay от Apple позволяет синхронизировать смартфон iPhone с автомобилем, все необходимые функции смартфона выводятся на дисплей в машине. Android Auto от Google предлагает те же возможности пользователям смартфонов на своей платформе.

О выходе на рынок подключенных автомобилей в конце февраля заявила и компания Samsung. На Всемирном мобильном конгрессе (MWC 2016) она представила устройство Connect auto, которое подключается к порту OBD II автомобиля и превращает его в "подключенный". Устройство собирает статистику расхода топлива машины, данные геолокации, проводит диагностику узлов. Оно оснащено Wi-Fi адаптером и модемом LTE (4G), поэтому может работать в качестве точки доступа. Партнерами Samsung в этом проекте стали полтора десятка компаний, в числе которых мировые IT и телеком-гиганты IBM, Cisco, Ericsson. Крупнейшие мобильные операторы AT&T и Vodafone совместно с компанией OnStar также представили на MWC 2016 решение для подключенных автомобилей Opel и Vauxhall. Решение объединяет аварийно-спасательные сервисы, такие как помощь на дороге или автоматическое оповещение об аварии, поиск угнанного автомобиля, а также создает точку доступа, к которой можно подключить до 7 устройств. В качестве канала для передачи данных используются сети LTE (4G). «Наличие надежных сетей передачи данных 3G/4G — обязательное условие развития этого сегмента. Как и наличие достаточного количества подключенных устройств», — говорит директор по маркетингу компании Vodafone Украина  Олег Решетин.

По его мнению, в Украине более-менее масштабного появления подключенных автомобилей стоит ждать в перспективе ближайших 3-4 лет. «Постоянный контроль технического состояния автомобиля, возможность оперативно отследить местонахождение машины и препятствовать угону — только немногие из возможностей подключенных автомобилей. В конце концов, мы придем к этому и в Украине», — считает он.

До Украины не доехали
Как рассказал РБК-Украина представитель компании ULF Leasing, посчитать количество подключенных автомобилей в Украине пока невозможно. Автомобили со встроенными решениями в страну почти не поставляются. Но при желании практически любой традиционный автомобиль можно превратить в подключенный с помощью специального устройства. Среди украинских компаний производством таких устройств занимается Finova. На американском рынке активно развиваются такие проекты как Automatic, Zubie, Dash. По словам представителя ULF Leasing, техническая возможность установки внешних решений есть во всех автомобилях, начиная с 1998 года выпуска. «Большинство автомобилей в Украине оснащены, так называемым диагностическим портом. Этот порт находится под рулем и служит для снятия данных с автомобиля. Например, во время техобслуживания», — рассказывает собеседник РБК-Украина. Сколько установлено «умных» устройств, превращающих традиционные авто в подключенные, пока неизвестно.

Как считает представитель ULF Leasing, именно с таких решений от третьих компаний начнется украинский рынок подключенных автомобилей. При этом важную роль сыграет стоимость самих решений. «Например, мы как лизинговая компания тоже должны посчитать, насколько оправдовна установка такого оборудования», — говорит он. По его словам, пока ULF Leasing лишь изучает возможности «умных» устройств для автомобилей.

Подключенные авто со встроенными решениями от производителя, по мнению эксперта, еще нескоро станут массовыми в Украине. Ведь украинский автомобильный рынок в целом очень маленький и покупательная способность потребителей на нем падает. «Если в США ежегодно продаются миллионы автомобилей (17 млн машин по итогам 2015 года), то в Украине продажи за последний год составили до 50 тыс. авто», — рассказывает он. Напомним, что по итогам 2014 года количество проданных в Украине легковых автомобилей составило 97 тыс.

Материал размещен на правах рекламы
www.autocentre.ua

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.