Новый магистральный тягач Volvo FH12 цвета охры сменит своих предшественников — ярко-красный образца 1993 года и темно-синий — 1998-го. Тем самым откроется новая глава в летописи Volvo Trucks.текст: Сергей Жуков / 15.11.2001
2002 Volvo FH12
© Фото: Volvo
Флагман Volvo Truck Corp. — FH12 — уже дважды становился «Грузовиком года». Случай уникальный. Сегодня по дорогам мира колесит свыше четверти миллиона различных представителей этого обширного семейства. Все они надежны, мощны и экономичны.
Готовя к выпуску Volvo FH12 следующего поколения, дизайнеры не стали перекраивать ладно сшитый костюм, а лишь дополнили его модными элементами, несущими и функциональную нагрузку.
Интегрированный бампер прикрыл встроенное противоподкатное устройство FUPS. Изменили форму солнцезащитные козырьки и зеркала заднего вида. В нижней части облицовки радиатора появились откидные ступеньки для удобного доступа к лобовому стеклу.
Элементы головной оптики находятся под единым стильным колпаком. Дополнительно предлагаются новые мощные газоразрядные лампы с лучшей светоотдачей и более долгим сроком службы, по сравнению с галогенными.
В кабине вас встретит саабовская панель с полукружьем приборов. Помимо дисплея бортового компьютера и встроенной клавиатуры мобильного телефона с функцией hands-free здесь есть монитор транспортно-информационной системы Dynafleet последнего поколения. Она собирает информацию о времени, проведенном за рулем грузовика каждым из водителей, и техническом состоянии машины (эти сведения через Интернет получает транспортная компания). Регулируемый по высоте и углу наклона многофункциональный руль снабжен подушкой безопасности.
В самой просторной из вольвовских кабин — Globetrotter XL — множество «хозяйственных» емкостей. Есть места для микроволновой печи, мини-холодильника и т.д. В оборудовании — неплохая аудиосистема и новый климат-контроль. Модуль Office/Dinette позволяет трансформировать нижнюю койку в два удобных сиденья со столиком — можно поработать с документами и пообедать в компании с напарником.
500-сильный двигатель Volvo D12D 500TC оснащен системой, позволяющей эффективно использовать остаточную энергию отработавших газов. Турбонаддув со специальным приводом как бы подкручивает маховик коленчатого вала, давая до 55 кВт прироста мощности. Volvo рекомендует использовать подобные моторы там, где необходимо держать высокую среднюю скорость независимо от рельефа местности. Другой силовой агрегат — модернизированный D12C 460 — соответствует нормам Euro 3.
Коробок передач тоже две. Одна — совершенно новая, с системой I-Shift. Ее использование позволило на базе 12-ступенчатой «механики» создать «автомат», который на 70 кг легче и на 150 мм короче обычной КП — из-за отсутствия синхронизаторов. Коробка с I-Shift повысила комфорт и безопасность в управлении автомобилем, сделала его экономичнее.
12-ступенчатая синхронизированная КП с управлением by wire работает четче, чем раньше, и требует меньше усилий на переключение передач.
Шасси с уменьшенной массой имеет модульную конструкцию. На всех колесах — дисковые тормоза. Подготовлено несколько вариантов колесной базы, высоты шасси, размещения топливных баков (их объем увеличен на 2,4%) и аккумуляторных батарей. Электронная система стабилизации курсовой устойчивости ESP (впервые установленная на грузовик) обеспечивает надежный контроль над автомобилем в плохую погоду.
Тест-драйв новых грузовиков был проведен в испанской провинции Малага. Трасса изобиловала затяжными подъемами, спусками, поворотами и скоростными участками.
Первые 100 км на 500-сильном тягаче в составе автопоезда полной массой 40 тонн пролетели в мгновение ока. Сказалась эргономика рабочего места, приближенная к таковой у легкового автомобиля. В зависимости от рельефа местности водитель в «автомате» выбирает режим движения — экономичный (Е) или «мощностный» (Р). Разница существенна — особенно на подъемах. При обгоне очень хорош kick-down, когда необходимо быстро освободить полосу для легковушек. Передачи можно переключать и вручную — клавишами «+» и «-» на селелекторе.
Следующую сотню отмахали на менее навороченной 460-сильной модификации. Эргономика здесь та же, но такой простоты в управлении, как в «пятисотке», уже нет. Зато средняя скорость показалась более высокой.
Весьма важно, что рекомендуемые интервалы между проведением ТО двигателей новых грузовиков Volvo увеличились на 20 процентов. Конструкция кабины, откидывающейся на 70 градусов, стала проще. Улучшен доступ к системам для ежедневного обслуживания автомобиля.
Серийное производство новых Volvo FH12 начнется в январе. О ценах пока не сообщается.