Почему начинающие водители чаще попадают в ДТП

Какой самый опасный период в жизни начинающего водителя и каковы особенности психологии юных водителей, что важно помнить родителям будущих обладателей прав, чтобы оградить их от опасности, и как выбрать автошколу, расскажут специалисты.

Автопроисшествия – причина смерти молодых людей №1 в мире. Статистика рисует ужасные цифры – удельное количество погибших среди юношей и девушек в несколько, а иногда в десятки раз выше, чем взрослых. Эти цифры резко возрастают в ночное время, а также когда они являются пассажирами у юного водителя.

Чаще всего в ДТП попадают водители возраста 20-25 лет и с небольшим стажем вождения. Объясняется это довольно просто: юношам присущ максимализм и азарт в большей мере, чем людям зрелого возраста. К тому же юные водители, как никто, отвлекаются за рулем на свои гаджеты.

БОЛЬШЕ О ПРОЕКТЕ «10 ШАГОВ К БЕЗОПАСНОСТИ»

Самым опасным является первый год вождения. Как правило, права получают молодые юноши и девушки. И эта смесь оказывается гремучей. Молодость смешана с неопытностью. Не зря водителям, имеющим маленький опыт вождения, настоятельно рекомендуют вешать на стекла автомобиля опознавательные знаки.

Этапы становления профессионала

Психологи выделили такие:

1 этап
Преодоление чувства постоянного присутствия опасности. Этот этап длится первые дни, иногда недели вождения, эта стадия требует большого психического напряжения. У новорожденных водителей преобладает новизна решаемых задач, но нет достаточных знаний и опыта. Поэтому они стараются, по возможности, избегать не только критических, но даже конфликтных ситуаций.

2 этап
Переоценка безопасности. Здесь чувство опасности принижено, по сравнению с реальностью. В результате уклонений от критических ситуации на первом этапе, водителю не приходилось лично сталкиваться с грубыми формами дорожного поведения или попадать в ДТП. И это обстоятельство он может ложно принять за собственное водительское умение. Поэтому такой водитель ведет автомобиль в более рискованной манере для себя и окружающих. Этот этап считается наиболее опасным и может длиться до 4 тыс. км. пробега.

3 этап
Объективная оценка опасности. Соответствует, приблизительно, от 4 до 100 тыс. км. пробега. На этом этапе проявляются навыки, приобретенные в результате всего опыта вождения, что помогает не забывать об опасностях на дороге. Именно поэтому автопрокатные компании никогда не выдадут автомобиль водителю, не достигшему 21-летия. Некоторые перестраховываются и требуют даже, чтобы получатель прокатного авто был не моложе 23-х, а то и 25 лет.

4 этап
Снижение чувства безопасности. Примерно со 100 тыс. км. пробега и после 3-4 лет вождения. Это интересный феномен, объясняемый психологами следующим образом. Высокий уровень профессионализма может сыграть негативную роль, притупить бдительность и привести к потере осторожности. Интересный результат был получен американскими психологами. Профессиональные автогонщики при своем поведении в обычных условиях дорожного движения имели больше ДТП и дорожных правонарушений, чем остальные водители. Этот результат говорит в пользу того, что на безопасность движения влияет не только опыт вождения, но и качества, связанные с психологией самих водителей.

Если кратко подвести итог первых 5-7 лет вождения, то можно четко увидеть, что первый пик аварийности возникает в связи с недостатком возможностей и отработанных реакций водителя. А второй ее пик связан именно с переоценкой своих возможностей и потерей контроля на дорогах.

Считается, что в среднем, для приобретения устойчивых навыков вождения необходимо 6-7 лет стажа. Но именно постоянного стажа, так как навыки имеют свойство теряться. После этого срока считается, что водительское мастерство постоянно и не зависит от возраста, вплоть до 60-66 лет.

Обучение будущих водителей

К сожалению, говорить о единых требованиях к методологии обучения водителей в Украине не приходится. Формально они, конечно, существуют. Но катастрофический недостаток учебной ездовой и теоретической практики – скорее правило, чем исключение, как и невысокий уровень требований к уровню водительской подготовки при сдаче экзаменов на водительское удостоверение.

Такой же формальностью остается и контроль за соблюдением скоростных режимов, которые предписано соблюдать начинающим водителям Правилами дорожного движения.

Таким образом, ответственность за качественную подготовку ложится на самих будущих водителей, которым еще на этапе выбора автошколы следует убедиться, что учебное заведение имеет опыт выпуска хорошо подготовленных курсантов. Например, что практика проходит на самом деле в автомобиле на дороге, а не в ближайшем кафе.

А первым, чем должны озаботится юные водители после получения водительских прав, должно быть ускоренное повышение своих практических навыков, например, в специализированных центрах безопасной езды. Сюда принимают только учеников с водительскими правами и, лучше всего, на собственных автомобилях.

Исключительна важна и роль родителей будущих водителей. Увы, учебная езда под их руководством в Украине не разрешена, поэтому родители могут взять на себя совершенствование навыков езды своих детей только после получения ими водительских прав.

Кстати, самим родителям также следует помнить, что не стоит торопиться дарить удостоверение водителя своим чадам на совершеннолетие, пусть и не буквально. Можно услышать немало историй о том, как отсчет остатка жизни молодых водителей после этого события идет на дни.

На первых порах родителям стоит ограничить для них ночную езду и запретить брать на борт сверстников. Рискованно также покупать мощные авто, маленькие и пикапы (последние имеют свойство переворачиваться). Важно, чтобы автомобиль был оснащен максимумом опций из числа отвечающих за безопасность, таких как ЕSP.

И не забывайте напоминать юным водителям и себе, если вы – начинающий, что получение водительских прав сродни получению повестки о мобилизации. Мобилизации в армию автомобилистов, которая  находится на линии фронта ежедневно.

Родительский контроль

В США автомобиль можно водить с 16 лет, так что проблема с подростковой смертностью в автоавариях там особенно острая. Поэтому там придумали систему, которая за родителей может контролировать самые важные функции автомобиля, отвечающие за безопасность.

Фордовская система называется MyKey и позволяет автовладельцам программировать специальный ключ, например, для использования автомобилем своими детьми.

Автомобиль поставляется с несколькими ключами. Один ключ является «админключом», при помощи которого можно выполнять настройки других ключей. Когда автомобиль обнаруживает, что используется запрограммированный ключ, всегда выполняется следующее:
– приостанавливается функция блокировки сигнализатора непристегнутых ремней безопасности, поэтому предупреждающий сигнал перестает звучать только тогда, когда ремень безопасности будет пристегнут;
– отключается звук аудиосистемы, пока ремни безопасности не будут пристегнуты;
– невозможно отключить систему помощи при парковке;
– невозможно вручную ввести новые данные в навигационную систему, при ее наличии, во время вождения.

Дополнительные функции системы включают:
– функцию ограничения скорости, которая не позволяет превышать установленный предел скорости;
– приглушение звука стереосистемы для уменьшения отвлечения водителя от вождения;
– функцию предупреждения о превышении скорости, которая сообщает пользователю MyKey, что установленный предел скорости превышен; невозможность отключить системы Active City Stop, ESP и мониторинга слепых зон.

www.autocentre.ua

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.