Опасен ли для здоровья запах нового автомобиля?

Он так приятно дразнит ноздри в демонстрационных залах автосалонов, что даже опьяняет. Но насколько он безопасен?

Запах нового автомобиля, который большинство покупателей считают привлекательным, состоит из целого букета химических веществ. Некоторые из них могут быть весьма токсичны. Источником запаха являются различные растворители, клей, пластмасса, резина, кожа и ткань, используемые в конструкции автомобиля. Многие из них содержат летучие органические соединения, некоторые из них могут быть смертельными в большой концентрации.

«Это химический коктейль из большого количества токсинов,» говорит Джефф Гирхарт (Jeff Gearhart), директор по исследованиям Экологического центра в американском штате Мичиган. Это учреждение занимается мониторингом и тестированием уровня химических веществ в салонах автомобилей в течение уже многих лет. В последние годы отмечается некоторое улучшение в этом вопросе, но г-н Гирхарт говорит, что все еще предстоит большая работа. «Есть более 200 химических соединений, которые содержатся в транспортных средствах,» — говорит он. «Так как уровень этих химических веществ ничем не регламентирован, потребители не имеют никакой возможности узнать об опасностях, с которыми они сталкиваются».

Даже просто список веществ, которыми пахнет новый автомобиль, вызывает страх: бензол, толуол, формальдегид, тяжелые металлы — это только небольшая часть «букета». А опасность их воздействия на здоровье человека еще страшней. Непосредственные симптомы могут варьироваться от першения в горле до сильной головной боли, головокружения, аллергической реакции и тошноты, в зависимости от чувствительности человека.

По данным Агентства по охране окружающей среды США продолжительное воздействие некоторых из таких веществ может привести к гормональным нарушениям, влиять на репродуктивные функции, привести к повреждению печени, почек, центральной нервной системы или даже к раку. Это, конечно, при очень длительном воздействии в максимальной концентрации, но эксперты бьют тревогу. «Люди в среднем проводят больше часа в день в салоне автомобиля» — говорит Джефф Гирхарт. «Будь то взрослые, дети или даже домашние животные, — мы обеспокоены длительным воздействием токсичных химических веществ внутри автомобиля».

Опасность максимальна, когда автомобиль новый. В нем запах наиболее сильный. Это когда перечисленные выше компоненты все еще нестабильны и склонны к высвобождению паров химических веществ, что и приводит к запаху. Высокая температура внутри оставленного на солнце автомобиля может только ускорить химическую реакцию и испарения. Опасность уменьшается со временем. Эксперты говорят, что самые опасные, как правило, первые шесть месяцев после покупки автомобиля.

Но есть и хорошие новости. Некоторые автопроизводители, в числе которых Fiat/Chrysler, Ford, General Motors и Honda, заявляют, что знают об этой проблеме и предпринимают шаги для снижения уровня токсических запахов в своих автомобилях. Они говорят, что добились этого в первую очередь за счет использования экологичных материалов, покрытий и клеев в производстве, но и дальше продолжают искать способы сокращения использования потенциально вредных веществ в своих автомобилях.

Известный канцероген под названием поливинилхлорид (ПВХ) в 2006 году был найден экспертами в салонах практически 100% новых автомобилей. К 2012 году эта цифра снизилась до 73%. Производители заверяют, что продолжают избавляться от применения ПВХ. Например, в Honda утверждают, что полностью перестали использовать этот опасный материал в интерьере большинства моделей.

Также автопроизводители говорят, что для решения проблемы запаха занимаются улучшением систем вентиляции и очистки воздуха в салоне своих автомобилей. Некоторые из них, например Ford, переходят на использование натуральных волокон и вспененной сои для изготовления подушек сидений, что дает двойную пользу — сокращает уровень химических веществ при одновременном увеличении использования возобновляемых ресурсов.

Многие из этих изменений произошли как результат новых европейских правил, ограничивающих использование некоторых химических веществ. В Европейском союзе действует программа REACH (R-регистрация, E-оценка, A-разрешение и ограничение CH-химических веществ), направленная на защиту людей и окружающей среды от опасных химических веществ и поиску менее токсичных заменителей для использования в транспортных средствах и других промышленных и потребительских товарах. Китай разрабатывает свои собственные правила. В США в штате Калифорния также приняты похожие законодательные ограничения. Однако в США на федеральном уровне пока до сих пор не удалось принять подобные ограничения.

Пока законодательные инициативы подбираются к этому вопросу, для снижения вредного влияния запахов нового автомобиля на здоровье водителя и пассажиров эксперты советуют следующее:
— хорошо проветривать салон, особенно в течение первых шести месяцев после покупки
— при возможности парковать автомобиль в тени с приоткрытыми окнами или, по крайней мере, проветрить салон перед тем, как в него садиться — особенно в жаркие дни
— не сидеть долго в припаркованной машине
— использовать шторку-отражатель на лобовом стекле, чтобы свести к минимуму выделение тепла
— почаще протирать пыль полотенцем из микрофибры, особенно когда автомобиль новый — «химия любит тусоваться в пыли», говорит в заключение Джефф Гирхарт.

Для тех, кто особенно чувствителен к воздействию химических веществ, эксперт советует в процессе выбора сделать расширенную проверку — пройти достаточно продолжительный тест-драйв, чтобы убедиться в отсутствии болезненных симптомов или аллергического раздражения. Или даже подумать о покупке подержанного автомобиля вместо нового.

www.autocentre.ua

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.