Любой водитель с опытом скажет, что зимой управлять автомобилем сложнее и рискованнее чем летом. И дело не только в погодных условиях, которые заставляют быть более бдительными и чаще жать на педаль тормоза, чем давить «тапку в пол». Многие начинающие автовладельцы попросту не знают, какие неожиданности их могут подстерегать зимой, и как избежать ДТП на скользкой дороге или почему на шипованной резине тормозной путь по асфальту гораздо больше, чем на обычной.
Совет 1. Не лихачим
Соблюдение скоростного режима это вообще главная заповедь для любого автомобилиста, а в холодное время года и подавно. Ведь не нужно забывать, что на скользкой и заснеженной дороге тормозной путь увеличивается в 1,5-2 раза. И, скажем, если летом при скорости около 80 км/час на торможение понадобится 50-60 м, то зимой 90-120 м, а при сильной гололедице все 150-200 м. Так что, отвыкаем ездить шустро, сбрасываем скорость до 50-60 км/час. В таком случае угроза аварии снижается в разы. К слову, самый опасный так называемый «черный лед». Это тонкая ледяная пленка, которая образуется на асфальте вследствие выпадения небольшого количества осадков при околонулевой температуре. Водителю кажется, что дорогая сухая, а на самом деле это почти что «каток».
Совет 2. Не паникуем во время заноса
Занос обычное явление не только на скользкой, но и на мокрой дороге. Он случается при резком торможении, когда вес авто переносится на переднюю ось, вследствие чего задняя ось уходит в бок. Неискушенный водитель испугается и начнет еще сильнее давить на тормоз, из-за чего занос может превратиться в неконтролируемое вращение и закончится плачевно. Как для автомобиля, так и для его пассажиров. Что делать? Отпустить тормоз (сбросив, разумеется, вместе с этим газ), и повернуть руль в сторону заноса. С большой вероятностью авто выровняется, и появится возможность завершить начатый маневр.
Совет 3. Изучаем характеристики резины
Очень часто от автовладельцев можно услышать фразы «поставил зимнюю горя не знаю» или «выбрал шипованную и теперь любая непогода нипочём». Но это правда лишь отчасти. Любая сезонная резина имеет свои характеристики: ширину и профиль, максимальную нагрузку и давление, класс износостойкости, индекс массы и скорости. Все эти параметры напрямую влияют на поведение автомобиля на дороге, и его устойчивость на плохом покрытии (заснеженном или обледенелом). Еще один миф что «шипы» всегда выручат. Увы, лучше всего шипованная резина ведет себя именно на скользкой дороге. Но на «голом» асфальте, например, тормозной путь на «шиповке» наоборот увеличивается. И об этом обязательно нужно помнить, соблюдая безопасную дистанцию.
Совет 4. Полный привод не панацея
Спору нет, наличие 4х4 значительно облегчает вождение, помогает выбраться из сугроба или с меньшими усилиями преодолеть обледенелый участок дороги. Вместе с тем, помимо более высокого расхода топлива (особенно если полный привод постоянный, а не подключаемый), управлять таким автомобилем сложнее. Особенно зимой. Кроме того, даже полноприводное авто может уйти в занос, и выровнять его на дороге в этом случае практически невозможно. К тому же, потеряв сцепление с дорогой хотя бы одним колесом, есть риск не сдвинуться с места вовсе. Поскольку дифференциал дает мощность на ось с наименьшим сопротивлением. Так что, без должного опыта садиться за руль внедорожника (ведь именно они чаще всего получают 4х4) не рекомендуется.
Совет 5. Держим на контроле
Более сложные условия эксплуатации зимой зачастую приводят к тому, что у автомобиля возникают проблемы. Внезапно начинает течь масло, замерзает омыватель стекол в бачке, капризничает аккумулятор и с перебоями работает печка. Избежать этого очень просто: нужно регулярно проверять состояние основных узлов автомобиля, а также уровень жидкостей. Особенно если четырехколесный друг ночует на улице в лютый мороз. Это поможет упредить серьезные поломки. Ну и желательно не скупиться, и раз в месяц проводить диагностику ходовой. Затраты небольшие, 50-70 гривен, зато спокойное вождение обеспечено.