Автомобили, в конструкцию которых входят автоматизированные системы управления, уже на протяжении нескольких лет проходят эксплуатацию в тестовом режиме на улицах больших населенных пунктов, а также на предназначенных для этого специализированных полигонах.
Начиная с 2022 года они начнут свою работу и на улицах города Москвы в экспериментально-правовом режиме (ЭПР). Насколько же они будут эффективными, и каким образом компания собирается обеспечивать их безопасность?
Условия действия проекта. На территории Москвы работа беспилотных такси будет осуществляться поблизости от станций метрополитена «Ясенево», «Новоясеневская» и «Битцевский парк». У пользователей появится возможность вызова такси с использованием приложения YandexGo, чтобы добраться до ближайшей станции метро, осуществить поездку в торговый центр либо спортивный зал. Стоимость такого мероприятия будет на уровне стандартного такси. Для обеспечения удобства пользователей, на протяжении первого этапа испытаний точки посадки и высадки пассажиров будут привязаны к остановкам общественного транспорта. В границах территории района их будет несколько десятков штук.
На первом этапе доступ к технологии будет открыт для тех, кто успел подать заявку на принятие участия в тестировании. Необходимость в этом существует для обеспечения регулирования спроса, поскольку уже было получено порядка 10 тысяч заявок. Впоследствии сервис будет сделан открытым для всех пользователей.
Правовой статус автомобилей. Беспилотный автомобиль является высокоавтоматизированным транспортным средством, что означает наличие в его конструкции автоматизированной управляющей системы.
Транспортное средство в установленном порядке прошло процедуру сертификации в Российской Федерации. Конструкция его подверглась внесению изменений, связанных с его оборудованием АСУ, и передвигающееся с наличием водителя-испытателя на переднем кресле. Такие транспортные средства были отнесены к первой категории.
Вторая категория автоматизированных транспортных средств также прошла установленную процедуру сертификации. Отличие ее состоит в том, что движение осуществляется без присутствия в салоне водителя-испытателя, а контроль и маршрутизация его осуществляются оператором удаленно.
Наличие водителя. При передвижении по улицам Москвы в салоне будет находиться оператор с целью осуществления контроля технического состояния и обеспечения безопасности движения. Начало использования программы ЭПР даст возможность пересадки его с водительского сиденья на пассажирское. В других регионах оператора в салоне не будет вообще.
Ответственность за то, как автомобиль будет соблюдать действующие правила дорожного движения, будет нести компания Яндекс, являющаяся создателем системы для обеспечения движения транспортного средства в автоматическом режиме. По словам представителей компании, количество транспортных средств, принимающих участие в проекте, будет регулироваться в зависимости от уровня спроса.
Основной целью проведения испытаний беспилотного автомобиля становится не проверка самой технологии, тестирование которой выполняется уже на протяжении нескольких лет, а технической составляющей.
Использование системы ЭПР даст возможность начала масштабирования технологии беспилотного транспорта с активным ее внедрением в повседневную жизнь.