Эра лихачей: как победить агрессию за рулем

Что мы имеем в виду, говоря об агрессии за рулем и опасно ли такое вождение для остальных участников дорожного движения.

Последнее время на законодательном уровне многих стран стали активно обсуждать возможность ввести в Правилах Дорожного Движения понятие «агрессивное вождение».
Необходимость введения такого понятия и назначения за такое правонарушение сурового наказания, действительно иногда, остро необходима. Низкий уровень и водительской, и общечеловеческой культуры делает дороги все более похожими на дикие джунгли с соответствующими правилами выживания.
На настоящий момент в ПДД отсутствует понятие «агрессивного вождения», поэтому стоит разобраться с тем, что может пониматься под этим определением.
Основными признаками агрессивного вождения следует считать:
–  превышение максимально разрешенной скорости движения;
– резкое трогание с места (с визгом шин и пробуксовокой);
– резкое торможение;
– подача звуковых сигналов другим участникам движения (напомню, что Правила разрешают это делать только для предотвращения ДТП (вне населенного пункта, кроме того, как предупреждение об обгоне));
– ненормативные выкрики и жесты;
– несоблюдение дистанции и интервалов движения;
– частые перестроения;
– движение с дальним светом фар в нарушение ПДД;
– препятствие обгону;
– езда по тротуарам;
– проезд на красный свет;
– «обгон» справа.
Список можно расширить, фактически агрессивным следует считать стиль вождения, создающий угрозу безопасности других участников движения.
Многие из его составляющих уже сейчас, естественно, запрещены ПДД.

Кто агрессивен на дороге?
Изучение групп, с наибольшей вероятностью представляющих риск на дорогах,рисует ожидаемый портрет: в массе своей это молодые мужчины. В частности, в СШАмужчины в возрасте до 33 лет составляют 96,6% водителей, склонных к агрессии.Существует стереотип относительно связи между уровнем доходов водителя иагрессивным вождением, но статистика ДТП и даже опросы автомобилистов не всегдаэто подтверждают: лишь 4% из 20 тысяч наших сограждан,опрошенных специалистами, согласились с утверждением, что «более всего склоннык агрессивному поведению на дорогах водители дорогих, престижных и мощныхавтомобилей».

1407400400_agressia1

Что в других странах

В законодательстве большинства штатов Америки, а также в Великобритании,Франции, Германии, Австралии, Японии, Сингапуре разделено понятие «небережноевождение», с непредумышленным нарушением ПДД (careless driving) и «опасноевождение» с умышленным нарушением ПДД (dangerous driving). «Небережноевождение» признается административно-правовым нарушением, а «опасноевождение» – уголовно-наказуемым деянием как более серьезная форманеосторожности и небрежности. Существует даже специальный термин,характеризующий водителей, наиболее склонных к проявлению агрессии на дороге ичастым нарушениям – «accident prone driver».
В качестве наказания за агрессивное вождение законами разных странпредусмотрено: тюремное заключение на срок от 5 дней до 6 месяцев; лишениеводительской лицензии на срок от 1 месяца до 1 года, с обязательной пересдачейэкзамена по управлению автомобилем, а также прослушивание учебного курса побезопасному управлению транспортным средством и/или культуре поведения;денежные штрафы по факту причинения вреда/ущерба (в том числе, морального),находящиеся на уровне, «чувствительном» с позиций среднего благосостояниявладельца транспортного средства – от 1000 до 2500$.

Как люди становятся агрессивными водителями?

Это более сложный вопрос. Психологи говорят об эффекте «Джекила и Хайда»: подобно переменчивому герою Роберта Стивенсона многие из нас, вежливые и деликатные дома или на работе, звереют, когда садятся за руль. Двойственность проявляется и в том, что агрессивный водитель одновременно – жертва. Опросы EOS Gallup Europe водителей США и стран ЕС показали, что соответственно 66%, 65% и 48% из них оказывались жертвой агрессивного вождения других, но при этом сами периодически вели себя не лучше. Высокий же уровень агрессии в современных – допустим, московских – условиях легко достижим.
Во-первых, как показывают многочисленные исследования, водители обращают мало внимания на ограничения скорости. Нарушение настолько распространено, что водители, об агрессивности которых формально можно судить по этому показателю, порой даже не догадываются, что создают аварийную ситуацию (что отчасти противоречит приведенной выше канадской формуле, по которой агрессивное вождение – сознательный выбор).
Во-вторых, агрессивность коррелирует с количеством и величиной пробок, в которых оказываются водители. Как пишут исследователи проблемы Дуайт Хеннесс и Дэвид Визенталь, «заторы вызывают стресс и гнев». Среди психологических и физиологических реакций автор книги «Handbook of Traffic Psychology» Брайн Портер отмечает «увеличение частоты сердечных сокращений, артериального давления, возбуждение, разочарование и плохое настроение, что может значительно увеличить агрессивные тенденции».

maxresdefault
Источник

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.