Девятнадцать побед в ралли «Дакар», а в 2022 экипажи «КамАЗ-Мастер» полностью «оккупировали» подиум в грузовом зачёте. Почему же российский грузовик остаётся недостижимым для конкурентов? Каковы особенности гоночного «КамАЗа»?
Казалось бы, превзойти достижения 2021 года, когда экипажи «КамАЗ-Мастер» заняли весь подиум, уже просто невозможно. Тогда победил Дмитрий Сотников, вторым стал Антон Шибалов, третьим — Айрат Мардеев. Но в 2022 году «КамАЗ-Мастер» превзошёл сам себя. На самом престижном ралли в мире российские грузовики заняли первые четыре места.
Победил вновь Дмитрий Сотников, второе место занял Эдуард Николаев, они оба выступали на новых КамАЗ-435091, третьим стал Антон Шибалов и, окончательно «добив» конкурентов, Андрей Каргинов показал четвёртый результат. Грузовики КамАЗ захватили лидерство ещё с пролога и не уступали его до самого финиша. Но почему же российские грузовики оказались лучше? Каковы особенности гоночного «КамАЗа»?
Чем медленнее, тем быстрее. Парадоксально, но это действительно так. Максимальная скорость в грузовом зачёте ограничена на 165 км/ч в целях безопасности, и построить самый быстрый грузовик уже невозможно. Инженеры КамАЗ быстро придумали другой подход, они разработали эффективную тормозную систему, которая позволяет отыгрывать время на медленных участках.
В грузовиках КамАЗ используются барабанные тормоза, но чтобы улучшить их эффективность в конструкцию внедрили систему усиления тормозного усилия. У FIA возникли вопросы, соответствует ли конструкция регламенту, но при рассмотрении оказалось, что всё порядке и команда не нарушает правила. Теперь «КамАЗ-Мастер» рекомендует такие системы и другим участникам.
Двигатель от бульдозера — «что доктор прописал». Изначально в гоночные КамАЗы устанавливали 18-литровые дизели ЯМЗ, которые не щадили трансмиссию. В 2013 году регламент изменился. В целях безопасности объём двигателя снизили до 13 литров и «КамАЗ-Мастер» перешла на силовые установки Liebherr. Немецкие моторы от бульдозеров в тандеме с трансмиссией Allison и ходовой Sisu показали себя очень хорошо, и КамАЗ вновь доминировал.
В 2019 регламент вновь изменился и у Liebherr не оказалось подходящего двигателя. Покупать клиентские агрегаты у других команд, значит использовать уже проверенную технику, но их нельзя дорабатывать по ходу сезона. Поэтому «КамАЗ-Мастер» предпочла китайские двигатели DCEC, которые с российскими доработками оказались ни чем не хуже.
Новая кабина меньше предыдущей, но у неё больше площадь остекления, следовательно, обзор. Воздухозаборник для системы охлаждения теперь находится не за кабиной, как у предыдущих моделей, а под солнцезащитным козырьком. Лобовое сопротивление у новых КамАЗов меньше.
Шины Goodyear, серийных моделей. Это тоже требование регламента. Такую резину можно приобрести в обычном магазине и использовать для грузоперевозок по пересечённой местности.
В гоночных КамАЗах, на самом деле, нет ничего необычного и их отличия от конкурентов минимальны. И несмотря на превосходство «КамАЗ-мастер» в турнирной таблице, борьба в грузовом зачёте всегда очень плотная и любая ошибка может обернуться сходом. Даже отрыв в пол часа для грузовиков ничтожен, поскольку лишь на замену колеса уходит более часа.
Победы в ралли «Дакар», во многом заслуга опытных пилотов и правильной организации. Семикратный «Царь Дакара» Владимир Чагин вовсе не «успокаивается». После завершения карьеры гонщика он готовит молодых спортсменов, участвует в разработке новых машин и занимается административной деятельностью.