Ежегодно в преддверии весны в Барселоне проходит крупнейшее событие в мировой мобильной индустрии – Mobile World Congress. На этом престижном форуме можно узнать о самых современных тенденциях и новинках отрасли, например, коммуникационной платформе М2М от компании Vodafone.
Встреча мирового масштаба проходит на двух основных площадках – выставке технологических новинок и конференции с участием знаковых персон в сфере телекоммуникаций и ИТ. На это престижное мероприятие собираются все, кто хочет услышать дальновидные стратегии от корифеев отрасли и экспертов в смежных темах, а также лично встретиться со многими потенциальными клиентами, партнерами, лидерами индустрии.
В этом году выставку посетили более 100 тысяч человек из 204 стран мира. На ней были представлены самые передовые разработки в области передачи данных, 3D видео и многое другое. Среди докладчиков в этом году были создатель Facebook Марк Цукерберг и трехкратный чемпион Формулы 1 Льюис Хэмилтон.
Одним из перспективных направлений в мире современных мобильных технологий является глобальная коммуникационная платформа M2M, разработанная и продвигаемая компанией Vodafone. Она состоит из надежных каналов передачи и облачного решения для хранения и обработки данных. К ней могут подключаться различные устройства от датчиков сердечного ритма и до бортового компьютера автомобиля. Сейчас проекты на ее базе уже доступны во многих странах мира и с успехом используются в областях здравоохранения, охранных систем, страховании и транспорта. Подробнее мы попросили рассказать о ней Фила Скипера, руководителя департамента развития бизнеса M2M компании Vodafone.
А. Насколько я знаю, Connected Car это одно из направлений в общей стратегии Vodafone M2M. Не могли бы вы поподробнее рассказать о ваших проектах в этой сфере.
M2M от Vodafone уже используется на большом количестве автомобилей, например, рамках нынешней выставки на стенде BMW представлен автомобиль, в котором применяются наши технологии. В целом же, мы работаем в этой области с крупнейшими европейскими производителями автомобилей. Также мы имеем собственный бизнес по оказанию широкого спектра услуг для владельцев автомобилей – Vodafone Automotive, который занимается предоставлением телекоммуникационного сервиса, то есть дистанционной передачи и обработки данных. Наши устройства М2М, устанавливаемые в автомобилях, позволяют передавать данные для удаленной диагностики, круглосуточной поддержки eCall и bCall, а также различной другой информации. Например, если говорить о навигационных функциях, мы работаем с содружестве с мировым лидером в области навигации, компанией Tom-Tom. Причем этот сервис сейчас доступен и в роуминге в тех странах, где есть Vodafone или наши партнеры.
А. Какое количество автомобилей подключено к вашей сети?
На сегодняшний день это около 600 тысяч автомобилей подключенных к платформе Vodafone M2M по всему миру.
А. Расскажите более подробно о сервисах Vodafone Automotive?
Программу Vodafone Automotive можно условно разделить на несколько направлений.
Безопасность. Call – это круглосуточная служба поддержки, на которую наш пользователь может рассчитывать в любой точке мира. Кроме того, есть еще услуга bCall – это оперативная помощь водителю в случае поломки автомобиля путем проведения удаленной диагностики и выбора оптимального решения для устранения неполадок. Также есть услуга по трекингу автомобиля в случае угона.
Удобство и комфорт. Благодаря платформе М2М водитель может получать оперативную информацию о ситуации на дороге, подсказки навигатора, расширить возможности мультимедийной системы для развлечения в пути и обеспечить доступ к различным онлайн сервисам.
Управление коммерческим парком. Это комплексная система управлениями автомобильным парком, которая позволяет существенно повысить эффективность использования транспортных средств за счет оптимизации маршрутов и оперативности реагирования. Работая для портала Infomobility.it мы создали решение, которое помогает итальянским страховщикам получать информацию о поведении водителей и осуществлять страхование на основе этих данных. Крупные операторы автопарков сократили до 60% затрат на страховку, а страховщики смогли отслеживать транспортные средства и вернуть более 80% угнанных автомобилей.
А. Телекоммуникационный проект Vodafone предоставляет возможности для формата B2B, или есть программы B2C.
Мы работаем в нескольких направлениях. Если речь идет о диагностике автомобиля или вопросах управления коммерческим парком, то в данном случае речь идет о формате B2B. Если вы приобрели телекоммуникационное устройство как обычный пользователь, то в данном случае реализуется концепция B2C, которая подразумевает возможность использовать различные персональные сервисы. Например, благодаря нашему телекоммуникационному устройству вы получаете доступ к различной информации, облачному сервису, данным о трафике и т.д., которая будут доступны вам в автомобиле. Причем, это устройство может быть как мобильным, так и встроенным в автомобиле.
А. Как вы думаете, какой будет следующий шаг в развитии стратегии M2M для автомобилей?
Сегодня много говорят о так называемых Connected Car, которые оснащены электронными устройствами, позволяющими всегда оставаться на связи с внешним миром благодаря мобильному интернету и специальным приложениям. Следующим шагом станет реализация автомобиля с функцией автопилота, а затем и полностью автономно управляемого транспортного средства, который не будет нуждаться в водителе. Но здесь есть еще много нерешенных вопросов.
Например, пока речь идет об автомобилях, а как быть с другими транспортными средствами, в частности, мотоциклами и велосипедами. Так, компания Volvo пока только предлагает функцию распознавания двухколесных транспортных средств. Я этим уже пользуюсь, так как вожу Volvo. Автомобили становятся с каждым годом более совершенными. Но необходимо еще много работать над созданием комплексной системы взаимодействия между различными транспортными средствами, дорожной инфраструктурой и людьми. Хотя, на мой взгляд, автономные автомобили появятся на дорогах совсем скоро.
А. Как Вы думаете, возможно ли создание социальной сети подобно Facebook между автомобилями, оснащенными телекоммуникационными устройствами?
Нечто подобное уже существует. В данном случае речь идет о том, что изменился подход людей к использованию автомобилей. Например, есть совместный проект между BMW и прокатной компанией Sixt. Взяв автомобиль в аренду Вам достаточно через смартфон получить доступ в авто и спокойно отправиться по своим делам. При этом коммуникатор в машине передает данные о местоположении в центр Sixt, позволяя отслеживать местоположение машины. А Вы в свою очередь получаете доступ к сервисному центру компании, операторы которого всегда помогут с советом или придут на помощь в случае экстренных ситуаций. Также, когда Вы захотите вернуть автомобиль, система автоматически предложит ближайший пункт, где авто можно оставить. То есть автомобили, принадлежащие Sixt, уже находятся в совместно используемой сети и получают общие данные. В дальнейшем подобные системы будут совершенствоваться, появятся новые функции, которые помогут пользователям оптимизировать маршрут движения и сократить расходы и т.д.
А. В украинском подразделении компании Vodafone поддерживают научную деятельность и разработки украинских ученых. Какие глобальные проекты сегодня наиболее актуальны для Vodafone.
Платформа M2M позволяет реализовать огромное количество проектов. Они касаются, в том числе, решению задач коммуникации в транспортной сфере, энергетике и медицине. Одним из приоритетных направлений является создание коммуникационных систем для помощи людям с ограниченными возможностями и заболеваниями, которые требуют постоянного мониторинга состояния здоровья человека. Людей на нашей планете становится все больше, а, кроме того, средний возраст жителей Земли увеличивается. Поэтому мы прилагаем много усилий для разработки сервисов для ухода за пожилыми людьми и помощи людям, нуждающимся в уходе по состоянию здоровья. Уже активно используются программы на основе платформы M2M для проведения видеоконференций между врачами для своевременной диагностики и лечения различных заболеваний, а также системы контроля за состоянием больного за пределами медучреждения.
Например, люди с больным сердцем имеют специальные браслеты, которые контролируют работу сердца, давление и сердечный ритм. Эти данные затем передаются в ближайшее медицинское учреждение, где пациент находится на учете. Если с человеком происходит сердечный приступ, то сигнал мгновенно поступает к ближайшему экипажу скорой помощи.
Приведу еще один пример, который произошел со мной совсем недавно. Я был в командировке, а в моей квартире потек кран в ванной комнате. Я вызвал сантехника и благодаря тому, что у меня дома установлено телекоммуникационное устройство, дистанционно открыл ему дверь и даже мог наблюдать за ходом ремонта. Думаю, с расширением применения устройств М2М позволят существенно облегчит жизнь людей.