Накануне эксперты обсудили перспективы развития
розничного бизнеса российских АЗС и главные тренды по сопутствующим
товарам на 2019 год.
Эксперты полагают, что основной тенденцией развития на АЗС
станет увеличение доли сопутствующих товаров в выручке розничного
бизнеса. В западных странах это соотношение составляет 50 на 50.
Российские сети в целом развиваются по тому же сценарию, и в
ближайшие годы доля сопутствующих товаров в совокупной выручке
сетей будет только увеличиваться. Например, «Роснефть» на первом
этапе нацелена достичь доли 25% сопутствующих товаров на 75%
топлива, и уже приближается к этому показателю. А в будущем
компания стремится к тому, чтобы бизнес по продаже сопутствующих
товаров полностью покрывал операционные затраты АЗС.
Продай свое авто на CAR.RU прямо сейчас >>
Долгие годы АЗС были только станциями, на которые люди приезжали
заправиться топливом, где отсутствовал даже минимальный набор
дополнительных услуг. Но с приходом сети АЗС компании ВР ситуация
начала меняться. «Сегодня водителей не удивить возможностью выпить
чашку кофе на заправке, а в 1996-м, когда мы открывали первую АЗС
под брендом ВР, это была, не побоюсь этого слова, революция», —
говорила в интервью РБК вице-президент «Роснефти» Аврил Конрой.
«Как мы знаем, первыми эту работу начали еще в 90-е годы British
Petroleum, — заявил Рустам Танкаев, генеральный директор компании
«ИнфоТЕК-Терминал».- Заправки British Petroleum тогда были как
первые Макдональдсы — привлекали своим дополнительным сервисом,
магазинами, кафе и разного рода мелкими услугами типа подкачки шин.
Сейчас эта практика общепринята, широко распространена».
Как отметил директор Института проблем глобализации Михаил
Делягин, «в развитых странах примерно половину дохода розничный
бизнес получает не от бензина, а от сопутствующих сервисов. И
автозаправка просто рассматривается как точка, где потребитель
останавливается на трассе и где его нужно ловить всеми способами
вплоть до ремонта обуви. Вот, например, на заправках BP можно
купить выпечку, которая, действительно, там совершенно
замечательная. То есть эти заправки становятся своеобразным центром
притяжения.
«Внимание к сопутствующим товарам еще и подстегивается грядущими
нововведениями. В 2019 году повысятся сразу три налога, которые
напрямую входят в цену бензина: НДС, акцизы и налог на добычу
полезных ископаемых. Таким образом прямые и непрямые налоги
составят почти 80 процентов в цене топлива. В такой ситуации
логично использовать АЗС как места продажи и других товаров и
услуг», — рассуждает Рустам Танкаев.
Нетопливный ретейл на АЗС сейчас трансформируется, появляются
новые форматы: где-то вводится расширенный ассортимент,
приближенный к минимальному набору, который обычно покупается в
супермаркете, а где-то создается кооперация с крупными
ретейл-сетями.
У автопортала Car.ru также есть паблики Facebook и Вконтакте. Присоединяйтесь!