Автоматическая коробка передач сегодня постепенно отодвигает на второстепенный план классическую «механику», которая становится уделом совсем уж «голых» версий бюджетных моделей или прерогативой коммерческих автомобилей.
По мере развития автомобильной промышленности мы пришли от простых (на самом деле, нет) трехступенчатых АКП к уже довольно распространенным восьми-, девяти- и даже десятиступенчатым трансмиссиям. Выросла и надежность этих агрегатов, и их ресурс, но их все равно не сопоставить с показателями механических КП. Сегодня мы рассмотрим методы и способы, с помощью которых можно продлить жизнь автоматическим коробкам передач и обеспечить им достойную старость.
Прежде всего, корректная работа трансмиссии зависит от качества используемого масла. Оно существенно отличается от обычного моторного масла сроком службы и химическими свойствами. Менять его каждые 8-10 тысяч километров, конечно, не надо, но и его свойства постепенно улетучиваются.
Трансмиссионное масло портится от слишком высокой температуры и оборотов вращения ее компонентов. Важно помнить, что при замене масла в КП использовать то же самое масло, которое рекомендовано производителем.
Интервалы замены сильно разнятся в зависимости от производителя. Это может быть как 50 тысяч, так и 100 тысяч километров. Если интервал замены в регламенте ТО не прописан и не указан в инструкции, то, скорее всего, коробка передач считается необслуживаемой — масло в нее залили на весь срок службы.
Убить автоматическую коробку передач можно грубым обращением и частой эксплуатацией в экстремальных условиях и режимах повышенной нагрузки. К примеру, в инструкции к авто неслучайно указывается максимальная масса буксируемого прицепа. Нагрузка сверх нормы может стать причиной перегрева, что ведет к окислению лубриканта и постепенной потере смазывающих свойств. Масло темнеет и приобретает характерный горелый аромат.
Спасти коробку передач и, соответственно, семейный бюджет с нервами поможет элементарная внимательность. Если на месте стоянки автомобиля обнаружены следы подтеков, не лишним будет проверить уровень масла. К сожалению, не у всех автомобилей есть такая возможность — некоторые модели не оснащены масляным щупом, так что проверить состоянии коробки передач и уровень масла можно будет только в сервисе.
Если вы обнаружили, что масло совсем потемнело или его уровень опустился до предельно допустимого значения, значит пришла пора его заменить. Важно отметить, что доливать трансмиссионное масло, как мы делаем это с моторным, не рекомендуется. Его нужно либо полностью заменить, либо использовать вариант с очисткой.
Очистка масла для коробки передач подходит не всем моделям и вовсе не является стопроцентной альтернативой замене. Менять масло крайне желательно в соответствии с регламентом.
Залогом долголетия коробки передач является исключительно своевременное переключение передач. Не стоит «втыкать» паркинг, пока машина полностью не остановилась. Переключаться на «Драйв» с высоких оборотов тоже крайне нежелательно. Подобные действия могут как минимум серьезно повредить отдельные компоненты, а в худшем случае — просто сломать сам агрегат. Тем не менее, на рынке сегодня много автомобилей с достаточно традиционными гидротрансформаторными коробками, которые оснащены электронной системой управления. Что будет с такой коробкой при переключении на ходу в несоответствующее положение, показал крайне рисковый блогер.
Отдельно отметим, что частая перевозка груженых прицепов негативно влияет на качество лубриканта. В таком случае интервал замены масла рекомендуется сокращать в полтора-два раза.