С апреля 2016 года казахстанцы смогут получить водительские права не обучаясь в автошколах.
Исключить из закона «О дорожном движении» норму, запрещающую получать водительские удостоверения гражданам, не прошедшим обучение в автошколах, пообещал накануне заместитель министра внутренних дел РК Ерлан Тургумбаев. Причём, по словам чиновника, произойти это может уже в апреле 2016-го, сообщает kolesa.kz.
По словам заместителя министра внутренних дел РК Ерлана Тургумбаева, в этом году их ведомство внедряет самостоятельную подготовку претендующего на получение прав управления мотоциклами и легковыми автомобилями
Редакция спросила мнение на этот счёт у директоров автошкол, задав два одинаковых вопроса: что произойдёт, если автошколы станут ненужными для получения прав, и как это скажется на их бизнесе?
Все единогласно заявили, что к нововведению относятся крайне отрицательно. По их словам, самоучки, пытаясь подготовиться к экзаменам самостоятельно, возможно, и выучат все ответы на билеты и даже смогут вовремя останавливаться и включать поворотники на экзаменах по вождению. Однако опыт управления автомобилем в реальных дорожных условиях и знания, закладываемые в головы обучаемых живыми инструкторами, это ни в коем случае не заменит. Таким образом, по мнению руководства автошкол, после разрешения самоподготовки плохо обученных водителей на дорогах страны станет значительно больше.
За свой бизнес, к слову, директора несильно переживают, будучи уверенными, что услуги автошкол всё равно останутся востребованными, пусть и в меньшей мере.
Стоит отметить, что новшество, предлагаемое полицейскими и на которое сегодня так все ополчились, отнюдь не первой свежести.
Ранее в законе «О безопасности дорожного движения», который действовал в РК до 17 апреля 2014 года, в пункте 5 статьи 15 говорилось: «Допускается самостоятельная подготовка граждан для получения удостоверения на право управления транспортными средствами категорий „А“ и „В“ в объёме соответствующих программ». То есть возможность сдать на права минуя автошколу ранее существовала, просто многие, в том числе и опрошенные директора учебных заведений, про неё не знали. Норму эту отменил новый закон «О дорожном движении». Стало в Казахстане меньше аварий? Официальная статистика утверждает, что за 12 месяцев 2011 года в Казахстане было зарегистрировано 11 631 ДТП, 2012-го — 14 168, 2013-го — 23 359 (то есть в годы, когда можно было обучаться на права самостоятельно). После вступления в силу закона «О дорожном движении» аварий в 2014 году зарегистрировали 20 378, а в 2015-м — 18 890, то есть пик аварийности, безусловно, пришёлся на 2013 год, но связывать его с самоподготовкой, нам кажется, было бы неправильно.
Зависимость есть, но количество ДТП в стране скачет и по другим причинам, на нем отражается даже увеличение числа автомобилей в Казахстане. Нельзя так же не отметить, что нечистые на руку сотрудники автошкол и гаишники, к сожалению, и по сей день сами же и выпускают на дороги всё тех же потенциально опасных драйверов.
Фото: kolesa.kz