ВАЗ-2123 Chevy Niva. Двойное гражданство

В конце февраля в Женеве General Motors и АО «АвтоВАЗ» заявили о принципиальном согласии создать совместное предприятие по выпуску внедорожника Chevy Niva (ВАЗ-2123)текст: Сергей Жуков  /  04.04.2001

. Об организации работы будущего СП, а также о его перспективах нам рассказали президент GM Ричард Вэгонер и председатель совета директоров АО «АвтоВАЗ» Владимир Каданников.

Chevrolet Niva

© Фото: GM-АВТОВАЗ

— Г-н Вэгонер, на решающей встрече в Женеве отсутствовали представители третьей стороны проекта — Европейского банка реконструкции и развития. Означает ли это, что возникли проблемы на пути реализации соглашения?

— Это просто стечение обстоятельств, в силу которых президент ЕБРР был вынужден отложить свою поездку на Женевский автосалон. Кстати, за неделю до его открытия он был в Москве и имел продолжительную беседу с г-ном Касьяновым по поводу реализации проекта.

— Поделитесь, пожалуйста, подробностями относительно самого СП, а также о дилерской сети и организации послепродажного обслуживания автомобилей.

— Отмечу, что АвтоВАЗ проявил большую заинтересованность в контактах с General Motors, поскольку это хорошая возможность приобрести опыт в создании современных сборочных производств и получить доступ к «ноу-хау», которые при этом используются.

General Motors возьмет на себя заботу по обеспечению повседневной деятельности СП. Это вопросы, связанные с персоналом, поставкой комплектующих, ритмичной организацией самого сборочного производства и его вспомогательных подразделений.

Руководство СП совместно с маркетинговой службой отберет по всему миру приблизительно 50 дилеров из числа продавцов автомобилей марки Chevrolet и ВАЗ. Этому кругу дилеров будет дано право продвигать новый внедорожник на рынках сбыта. Мы намерены привнести в сбыт такой уровень сервиса, который приемлем во всем мире и желаем российским потребителем.

Что касается поддержки сервиса запасными частями, то на первом этапе, возможно, дилерам придется инвестировать часть своего капитала в расширение производства деталей.

— Будет ли отличаться Chevrolet Niva от машин, собранных в Опытно-промышленном производстве АвтоВАЗа?

— Планируется провести достаточно большой объем работ по доводке внедорожника для повышения его качества и надежности. Свой вклад в это внесут инженеры GM и Opel. Мы собираемся внести в конструкцию машины ряд элементов, повышающих комфорт и безопасность. К примеру, устанавливать на Chevy Niva педальный узел автомобилей Opel, складывающийся при аварии.

Сто процентов машин, предназначенных для экспорта, а также часть машин, подлежащих продаже на внутреннем рынке, будут оснащаться силовыми агрегатами, имеющимися в распоряжении СП General Motors — Fiat.

— Какой будет цена внедорожника в России и на зарубежных рынках?

— На рынках СНГ — менее $8 тысяч. Что касается зарубежных рынков, то для них цена окончательно не определена. Могу лишь сказать, что она будет на уровне нижнего ценового диапазона, установленного для таких компактных внедорожников, как Suzuki Grand Vitara и Kia Sportage.

— Производство новой «Нивы» на площадях СП, вероятно, первый шаг в развитии проекта GM-ВАЗ. Предусматривается ли сборка автомобилей Opel Astra, как это намечалось ранее?

— Этот первый шаг потребовал от нас титанических усилий и занял достаточно большой период времени.

Нам крайне важно, чтобы начатое дело получило развитие. Мы, конечно же, не намерены останавливаться и расцениваем ситуацию только как начало долгосрочного сотрудничества.

Вместе с тем сегодня мы хотим сконцентрировать свои усилия на этом этапе, который завершится через 2-2,5 года, и лишь затем оценим другие перспективы.

Начало работы сборочного производства подразумевает наличие или развитие сети поставщиков комплектующих и запасных частей, обеспечивающих ритмичную работу СП. Кстати, эта же сеть вполне могла бы работать на поставку запчастей для «Нивы» за рубеж, а также комплектующих для других моделей General Motors.

— Не окажут ли негативное воздействие на реализацию совместного проекта спад производства у GM, как и у других производителей автомобилей за рубежом, и намеченная реструктуризация подразделений корпорации?

— Процессы, протекающие внутри корпорации, прогнозируемы и никоим образом не повлияют на ее развитие в целом и СП GM-ВАЗ в частности.

К тому же объем инвестиций определяется долгосрочными планами, учитывающими конъюнктуру рынка с его взлетами и падениями. Поэтому мы продолжим не только этот проект, но и работы по созданию перспективных моделей Opel и Saab, которые в ближайшее время предстанут перед потребителем.

— Уже существует альянс GM-Fiat. Не потерпит ли фиаско СП Fiat-ГАЗ в связи с новым проектом GM?

— СП Fiat-ГАЗ находится полностью в юрисдикции Fiat. Насколько нам известно, планов по увязке двух проектов не существует. Мы обсудили возможные точки соприкосновения, однако каких-либо конкретных решений по этому поводу не принято.

— Владимир Васильевич, правда ли, что представители GM попросили вас, в связи с принятием положительного решения по СП, отказаться от демонстрации новой «Нивы» на Женевском автосалоне?

— Такая просьба была, и мы ее удовлетворили. Это не единственная проблема, возникшая вокруг новой «Нивы». Есть трудности с показом машины на выставках в Москве и Франкфурте. Так что до этих мероприятий нам нужно принять ряд совместных решений, определяющих торговую марку и пути продвижения нового продукта на рынках различных стран, в том числе России.

— Хотелось бы уточнить структуру управления СП и роль представителя ЕБРР.

— Как сообщалось, возглавит предприятие совет директоров. В него войдут представители General Motors, АО «АвтоВАЗ» и ЕБРР.

Когда ЕБРР выйдет из состава компаньонов, а произойдет это не ранее чем через 10-12 лет, в совете директоров останутся представители GM и ВАЗа, работа которых будет осуществляться на паритетных началах.

Кстати, с самого начала, по согласованию с GM, были заложены паритетные отношения сторон в совете директоров, в том числе и по собственности. Предполагается, что каждый член совета директоров будет обладать правом вето по любому из обсуждаемых вопросов. Председатель совета директоров будет иметь столько же голосов, сколько другие члены совета.

Впоследствии, когда все документы по СП подпишутся, будет назначена исполнительная дирекция, которая сосредоточит усилия на повседневной деятельности предприятия.

Возможна и другая конфигурация. Однако в любом случае это останется прерогативой руководства СП.

— АвтоВАЗ участвует в СП только интеллектуальной собственностью и «недвижимостью»?

— Помимо интеллектуальной собственности, оцененной в $65 млн, и недвижимости, мы внесем $35 млн «живыми» деньгами. $40 млн внесет ЕБРР. Им же будет выдан кредит на 100 млн долларов, которые выступят в качестве оборотных средств. Это к вопросу о роли ЕБРР в совете директоров.

Помимо денежного взноса General Motors внесет небольшую часть уставного капитала в виде оборудования для сборки легковых автомобилей. Оно потребуется позже, когда на рынке России сложится приемлемая конъюнктура по продвижению автомобиля, подобного Opel Astra.

— GM как будто намерена провести доводку автомобиля — для его соответствия Европейским нормам безопасности?

— ВАЗ-2123 «Нива» соответствует всем нормам безопасности, принятым для автомобилей подобного класса. Иначе он просто не смог бы выступить в качестве предмета обсуждения сторонами СП.

Другой вопрос, что безопасность достигается конструктивными решениями, отличными от принятых, скажем, инженерами Opel. Взять хотя бы педальный узел, устанавливаемый на легковые Opel. Его монтаж на новую «Ниву» повлечет значительные изменения во всей конструкции машины. Мало того, необходимо будет провести повторный цикл сертификационных испытаний на соответствие требуемым нормам.

Как вы понимаете, это уже гораздо б€ольшая прибавка к стоимости автомобиля, нежели принятый сторонами лимит в $100. А ведь есть еще и установленные сроки по запуску автомобиля в производство.

То же можно сказать и в отношении установки на новую «Ниву» двигателей Opel (бензиновых) и Fiat (дизельных). Их адаптация к трансмиссии и конструкции автомобиля в целом также потребует дополнительных затрат, способных существенно повлиять на исходную стоимость внедорожника в сторону ее увеличения.

— Выходит, альтернативы вазовскому 1,7-литровому двигателю с впрыском топлива нет?

— Пока нет. Имеющийся мотор с увеличенным до 1,8 литра рабочим объемом не меняет ситуацию в корне. Есть, правда, у нас еще двухлитровый силовой агрегат, но его производство мы осуществляем лишь в цехе малых серий. Так что и он погоды сейчас сделать не сможет.

— Какова вероятность поставки автомобиля на рынок Северной Америки?

— Чтобы это произошло, необходимо привести автомобиль в соответствие с требованиями, предъявляемыми к автотранспорту в США. Chevrolet Niva может попасть туда только после внесения конструктивных изменений, доводки и сертификации. Но на это пока нет денег.

— А что будет со старой «Нивой»?

— Мы ограничены объемами производства двигателей и трансмиссий к «Нивам» и не сможем обеспечить ту и другую модель всем необходимым. Так что с выходом производства ВАЗ-2123 на запланированные объемы будет постепенно сокращаться выпуск ВАЗ-21213.

Рассматривается возможность организации сборки ВАЗ-21213 на каком-либо дочернем предприятии (при наличии устойчивого спроса). Даже если этого не произойдет, владельцам машин беспокоиться нечего. В течение 10 лет после прекращения выпуска старой «Нивы» мы будем обязаны производить для нее запасные части.

Наша справка

Общая стоимость СП — $332 млн. General Motors и АвтоВАЗ инвестируют по 41,5%, Европейский банк реконструкции и развития — 17% уставного капитала.

Деньги, вносимые иностранными партнерами, будут использованы для обустройства зданий, приобретения современного технологического оборудования и создания оборотных средств. АвтоВАЗ, помимо научно-технических разработок, предоставит земельный участок, здания, сооружения, энергетические ресурсы. Причем интеллектуальный вклад инженерных служб АО «АвтоВАЗ» по разработке конструкции новой «Нивы» ВАЗ-2123 составит основу долевого участия в СП.

Начало сборки машин намечено на конец 2002 года, достижение проектной мощности — на 2004 год. Годовой объем производства СП составит 75 тысяч внедорожников, предназначенных для продажи в России и для поставки на экспорт.

Предполагается, что автомобили могут комплектоваться силовыми агрегатами российского и зарубежного производства. При этом специалисты из Opel внесут некоторые изменения в конструкцию внедорожника. Их суммарная стоимость не должна превышать $100, добавляемых к цене автомобиля, которая будет варьироваться на различных рынках сбыта.

Генеральным директором совместного предприятия, вероятнее всего, станет представитель GM Джон Милонос, работающий над этим проектом уже более двух лет. Среди заместителей будут представители АвтоВАЗа. Окончательное решение по всем кандидатурам примет совет директоров СП.

Документы по созданию СП стороны подпишут в ближайшие месяцы, после того как ЕБРР завершит разработку всех соглашений сторон и окончательно утвердит их на совете директоров банка.

Технические характеристики ВАЗ-2123 «Нива»

Снаряженная масса, кг – 1300 • полная масса, кг – 1750 • габариты (длина/ширина/высота), мм – 3900/1700/1640 • база, мм – 2450 • максимальная скорость, км/ч – 150 • время разгона до 100 км/ч, c – 17,0 • двигатель – бензин., рядный, 4-цилиндр.; рабочий объем, см3 – 1690; мощность, л.с. при мин-1 – 79/5200; крутящий момент, Н·м при мин-1 – 130/3400; система питания – многоточеч. впрыск • КП – механ., 5-ступ. • размер шин – 175/80R16 • подвеска колес: передних – независ., двухрычаж.; задних – зависим., пружин. • тормоза: передние – дисковые; задние – барабанные • рулевое управление – типа «червяк-ролик» с электроусилителем.

5koleso.ru

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.