Чем опасна «паленая» омывающая жидкость

Принято считать, что контрафактная зимняя незамерзающая жидкость на основе метанола, купленная на обочине или в иной точке сбыта, может нести серьёзную угрозу здоровью человека. Отчасти это утверждение действительно верно. Однако такая жидкость опасна не только для водителя и пассажиров транспортных средств — гораздо больше от неё страдают сами автомобили. В этой статье мы рассказываем, почему на самом деле стоит опасаться палёной «омывайки».

Метаноловые страшилки

Для начала напомним, что основой зимней омывающей жидкости является спирт. Именно он не позволяет «омывайке» замерзать при отрицательных температурах. Абсолютно любая зимняя стеклоомывающая жидкость на основе любого спирта относится к категории опасных веществ — полностью безвредной незамерзайки не существует в природе.

В производстве зимней «омывайки» используют три вида спиртов — этиловый, изопропиловый и метиловый. Первый на практике практически не применяется из-за дороговизны, а последний в нашей стране (но не в Европе) категорически запрещён, однако именно он, как правило, и используется производителями контрафактной продукции не только из-за своей дешевизны, но и по причине отличных эксплуатационных свойств.

Отрицательную температуру все спирты также переносят по-разному. Если метиловый спирт, изначально применяемый в нефтехимии для изготовления пластмасс и растворителей, являющийся сильным ядом и входящий в основу всех палёных «омываек», легко сопротивляется морозам до -40°С, то изопропиловый выдерживает лишь диапазон от -15 до -25. Именно поэтому кустарная метаноловая омывайка, официально запрещённая в России, всегда превосходит официальные и дорогие аналоги — она лучше льётся, лучше моет стекло и лучше сохраняет работоспособность.

Этиловый технический спирт почти не опасен для здоровья, но он относится к высшей ценовой категории и обладает характерным водочным ароматом. Изопропиловый пахнет меньше и позволяет производителям незамерзайки на его основе почти полностью перебить характерное амбре на более приятный человеческому обонянию запах. То же касается почти не имеющего запаха метилового спирта.

Интоксикация организма парами разных видов спирта происходит по-разному. Даже незначительного количества метилового спирта хватает для того, чтобы вызвать головокружение или резь в глазах; глоток такой жидкости может сделать человека инвалидом или даже убить. Содержание всего 5 мг метанола в одном кубометре воздуха считается предельной концентрацией в воздухе. Изопропиловый спирт в этом плане ушёл от него не слишком далеко — концентрация в 10 мг на кубометр приравнивается к критической.

Впрочем, попадание в салон даже в таких гипотетических концентрациях обоих веществ к каким-либо серьёзным последствиям для организма человека привести не может. Реальную опасность, по мнению экспертов, метанол представляет лишь в одном случае — при попытке его выпить. Достичь ПДК метанола в салонном воздухе чрезвычайно сложно. На это намекает и отсутствие запрета на вещество в других странах, пекущихся о здоровье своих граждан, к примеру, в США, Канаде или Финляндии. А в постановлении главного государственного санитарного врача от 23 мая 2000 года № 4, ставшем основой для введения запрета на метанол в России, и вовсе прямо сказано: «использование стеклоомывающих жидкостей на основе метанола по назначению не оказывает вредного воздействия на здоровье человека, что подтверждается многолетней практикой применения их за рубежом и отсутствием отравлений в нашей стране».

Реальная опасность

В чём же реальная опасность метаноловых «омываек»? Ответ прост — вред они наносят не столько водителю и пассажирам автомобилей, сколько самим транспортным средствам.

Технология изготовления дешёвых стеклоомывающих жидкостей в кустарных условиях предполагает разбавление метилового спирта обыкновенной водой, а также добавление в конечный продукт ядрёного синего или зелёного пигмента — визитной карточки придорожной «омывайки». Вода, разумеется, никак не очищается от минеральных примесей, а дешёвый краситель плохо растворяется в воде. Именно эти вещества и приводят впоследствии к большим проблемам: внутренние стенки бачка омывателя и подводящие трубки обрастают плотным сине-зелёным налётом, напоминающим накипь в чайнике. Затем эти осадки начинают кусками отваливаться от стенок и забивают собой внутренности моторчика и жиклёры, отчего страдает или вовсе перестаёт функционировать система подачи омывающей жидкости на стёкла.

Но и это ещё не всё! Наибольшую угрозу палёная незамерзайка несёт автомобилям, снабжённым омывателями фар. Эта система включает в себя отдельный моторчик, нагнетающий жидкость в шланги, а также форсунки-клапаны, открывающиеся при достижении в системе высокого давления. Попадая в клапаны и форсунки, пигмент оседает на их поверхностях, частично или полностью нарушая работу всей системы: омыватели перестают держать давление и начинают «травить» жидкость. В последнем случае большинство автовладельцев не находит ничего лучше, кроме как «заглушить» или отключить систему очистки фар. Таких водителей нетрудно понять: даже один неработающий клапан за считанные минуты опустошает бачок (моторчик, как правило, не имеет обратного клапана, и жидкость самотёком устремляется вниз). Для восстановления работоспособности нужно не просто заменить форсунки или клапаны, а также почистить ёмкость, насос и все шланги, но и физически до них добраться. А это весьма трудоёмкое и затратное мероприятие.

Напомним также, что, согласно новым правилам проведения техосмотра, демонтаж предусмотренных изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации транспортного средства стеклоочистителей и стеклоомывателей больше не допускается. Наличие на автомобиле неработающей системы очистки фар фактически ставит крест на возможности честного прохождения техосмотра — чтобы «пробить» комплектацию и оснащение авто, достаточно всего лишь расшифровать его VIN-номер. А значит, пройти техосмотр по-честному у вас уже не получится.

Как быть

Выбирая стеклоомывающую жидкость, стоит обращать внимание не только на её спиртовую основу, цену и запах, но и на цвет. Водителям недорогих моделей автомобилей, не обременённых системой очистки фар, особо переживать по поводу качества и состава незамерзайки не стоит. Худшее, к чему может привести её использование — засорение жиклёров на капоте. А вот владельцам более дорогих машин лучше присмотреться к жидкостям подороже и побледнее. Чем меньше красителей и солей растворено в «омывайке», тем лучше и дольше будут работать омыватели фар. А это — залог вашей безопасности!

avtoblog.org.ua

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.